Дождь Случается, что самые сильные и романтические чувства рождаются в весьма прозаической обстановке. Бывает, даже сам человек не знает, что он будет делать, тем более чувствовать через определённый отрезок времени. Как бы он не планировал своё будущее, некоторые грядущие поступки, мысли и чувства остаются для него неизвестными, и в своё время становятся неожиданностью. Поэтому, мы не можем точно знать, о чём думала молодая, очаровательная девушка, когда она, воодушевлённая предвкушением приятного путешествия, ловко спрыгнула с подножки автобуса на землю и заспешила прочь от пыльной дороги по ветхим дощечкам через канавы, через придорожные заросли, дальше - в поля! Утро выдалось довольно жарким, но на свежем воздухе было всё-таки лучше, чем в душном автобусе. У девушки было прекрасное настроение, и она решила пройти последнюю остановку пешком. Тем более, что её, как сказали добрые местные жители, можно было удачно срезать через поля. Но скоро она немного пожалела о своём решении - солнце палило нещадно, а лёгкое платье никак не спасало от зноя. А девушке предстояло еще пересечь необъятное пространство полей, пройти по краю деревни, перейти шоссе и дальше, деревенскими закоулками, дойти до речки. Но сначала - поля, которые раскинулись как чья-то гигантская широкая шляпа, а девушка - всего лишь крохотная песчинка, которую занесло ветром в шов между стыками ткани - туда, откуда видно только небо. Но вот кто-то повернёт головой - песчинка выскочит из шва и покатится к самому краю; не сумеет зацепиться, сорвётся и полетит в неведомое пространство, подхваченная старым другом - ветром. После получаса энергичной ходьбы под палящим солнцем, девушка разочарованно обнаружила, что дом стоял не у самой реки, как ей описали. Старый двухэтажный особняк, казалось, стеснялся своего престарелого вида и прятался от молодой игривой речки в тени высоких дубов. Он наблюдал сквозь кроны деревьев за рекой и вспоминал о своей молодости. Когда-то его новая крыша сверкала на солнце не хуже, чем речная гладь, белейшие отштукатуренные стены не уступали в прочности речным берегам. Теперь он устало взирал на пришедшую к нему девушку и ответил ей стариковским дребезжанием, когда она нажала на кнопку звонка. - Простите, могу я видеть Николая Германовича? - Несмотря на беззаботное настроение, девушка пыталась быть серьёзной. Женщина, открывшая ей, изучала её проницательным взглядом. Наконец, она ответила:
- Ещё слишком рано. Николай Германович ещё не встал.
Женщина улыбнулась. Озабоченный вид, с которым девушка произнесла это, показался ей комичным.
- Конечно, смогла бы, если бы вы хотя бы представились.
Девушка вошла в дом. Женщина закрыла за ней дверь и протянула ей руку.
- Меня зовут Анна, я жена Николая Германовича.
Вероника заворожено разглядывала картины. Пытаясь, хотя бы взглядом прикоснутся к сокровенным полотнам. Женщина всё это время с интересом наблюдала за ней. Наконец, она осторожно спросила:
- Нравится?
Круглый дубовый стол, вокруг него - стулья с высокими спинками, у стены буфет с застеклёнными дверцами. Всё - очень интересной старинной работы. Анна склонилась над чем-то, и вдруг запахло горячим и сладким.
- Скоро будет готово! Я сама пеку хлеб.
Вероника осталась одна перед вазой с ещё влажными розами и подносом со свежей выпечкой.
- Здравствуйте! - Раздался сухой бесцветный голос. Вероника посмотрела в сторону двери. В гостиную вошел человек в простои выцветшей рубашке и старых помятых штанах, - Вы Вероника? Анна сказала, что вы ждёте меня здесь, - Он вопросительно посмотрел на девушку. Вероника ужасно смутилась, но решила действовать. Она пошла ему навстречу с протянутой рукой.
Человек осторожно пожал девичью руку крепкой сухой ладонью. Вероника разглядывала его, почти не моргая. Она пыталась найти и отметить для себя неуловимые черты гениальности в его облике. Это может быть особый блеск глаз, манера говорить или просто жест. Но человек был самый обыкновенный. По сильным и чистым рукам можно было бы решить, что это плотник. Простое правильное лицо, русые волосы с незаметной сединой, небрежно накинутая рубашка, трогательные домашние тапочки. Вероника растерялась, и сама уже не знала, что она ожидала увидеть. Все в этом доме поражало: шедевры на стенах в холле, которые она видела только на репродукциях в альбоме. Гениальный мастер, слегка потрёпанный, только что из постели.
- Вы репортёр? - Спросил Николай Германович.
Николай Германович не ответил. Снова наступило молчание - все пили горячий ароматный чай с лимоном. Вероника понимала, что она заговорила на запретную тему. Ведь все знают, как художники не любят, когда за ними наблюдают во время работы. Теперь приходилось исправлять положение.
- Понимаете, для моего очерка это очень важно. Для меня побывать в мастерской настоящего художника - всё равно что... пройтись по полю, на котором Бёрнс написал стихотворение о полевой мыши.
Мастерская располагалась на втором этаже. Огромная комната с высоким потолком на южной стороне дома. Кроны дубов приглушали безудержно палящий солнечный свет, поэтому в мастерской было светло, но не ярко. В центре стоял небольшой стол, рядом с ним был установлен развёрнутый к окну мольберт. Вдоль стен, на полу стояли подрамники с готовыми, натянутыми холстами разной величины. В целом, мастерская показалась Веронике пустой - Никакого художественного беспорядка, никаких новых, ещё сохнущих, картин. Удивительно пусто, подумала Вероника, даже не на чем остановить взгляд. Невольно у неё вырвалось:
- А вы ещё пишите?
Николай Германович улыбнулся.
- Вы их здесь не найдёте. Практически всё, что я рисую, я дарю своим друзьям, - Он стоял у окна, сложив руки на груди, и рассматривал девушку, - Давайте лучше поговорим о вашем очерке, какую именно вы выбрали тему?
Тема получилась довольно несуразная, потому что Вероника придумала её только что, наобум.
- О! - От удивления Николай Германович не удержался на месте и стал прохаживаться по комнате, сложив руки за спиной.
Николай Германович остановился перед мольбертом, молча глядя на пустой станок.
- Не могли бы вы рассказать, что вдохновляло вас на такие работы? - Продолжала Вероника. Она сняла с плеча и взяла в руки свою сумочку, - Ведь вас называют самым поэтичным среди художников.
Николай Германович обернулся и внимательно посмотрел на девушку. После короткой паузы он ответил: - Нет. Снова пауза. Вероника смотрит в пол. Николай Германович сидит перед мольбертом.
- Тогда расскажите, что в романтической литературе вас вдохновляет.
Николай Германович сидел на табурете, вполоборота повернувшись к Веронике. Он рассуждал не спеша, немного растягивая слова, как актёр, учивший монолог.
- Сначала это что-то туманное и неясное, но раз за разом фантазия вырисовывает конкретный силуэт, прорисовывает детали. Способность к фантазированию - один из самых волшебных талантов человека. То, что мы недопоняли, мы можем допридумать! Вспомните средние века: суждение человека о мироздании, о вселенной, даже об обычных физических явлениях - вся наука основывалась на элементарной фантазии!
Вероника рассмеялась. Николай Германович не спеша шёл по тропинке вдоль реки. Слева стояли стеной и защищали от солнца дубы и тополя; справа, за поросшим травою обрывом, почти не слышно протекала тихая речка. На несколько шагов впереди него шла Вероника, со своей сумочкой на плече, которую она слегка придерживала при ходьбе рукой. Николай Германович думал о своей молодости. И даже сравнивал идущую впереди Веронику с юной Анной. Он вспоминал свой юношеский запал, свою дерзость, благодаря которой он чего-то добился в искусстве; и с горечью осознавал, что все это позади. Лучшие годы жизни прошли. Теперь он, мечтавший когда-то жить в самом центре самого большого города, живёт даже не в деревне, а за окраиной деревни. А девушка, идущая впереди, казалось даже здесь, в этом сельском закутке жизни, дышала пульсацией мегаполиса. Наверняка, она живёт на центральной улице с ее оживлённым движением, светофорами и маленькими, псевдотихими кафе. Для него всё это было позади. Николай Германович чувствовал себя несправедливо старым.
- Вот хорошее местечко! Давайте здесь посидим, - Вероника показывала на старый сухой ствол дерева, лежащий на самом краю обрыва. На стволе совсем не было коры, он был серым и гладким. Вероника осторожно присела на него лицом к реке и призывно посмотрела на Николая Германовича, который встал рядом в нерешительности, как будто ему было лень вынуть руки из карманов брюк.
Николай Германович поддёрнул брюки и устроился на другом конце ствола.
- Вы, наверное, здесь часто купаетесь? Здесь здорово!
Николай Германович какое-то время молчал, глядя на спокойную водную гладь. - Ничего, - Произнёс он медленно, - И давно уже ничего не рисую. Должно быть, я уже слишком стар... Николай Германович понуро опустил голову.
- В молодости я боялся этого, я с ужасом ждал того момента, когда я перестану писать, Мне казалось, это произойдёт в одно мгновение - однажды я сяду у мольберта и не смогу написать и штриха. Но это произошло очень медленно и гладко - я даже не заметил когда. И только спустя время, я осознал, что больше уже ничего не делаю. В юности, когда я был в затруднительном положении - у меня не было ни мастерской, ни денег, ни красок, ни даже кистей - я мечтал о том, что когда я стану признанным художником, и у меня будет своя мастерская, я стану писать, не переставая, и день и ночь. Но, видимо, достаток и талант не совместимы. Чем лучше мне жилось, тем более я становился мещанином, и, наконец, настало время, когда мне не приходит в голову ничего, кроме слащавых натюрмортов и умилительных пейзажей, над которыми раньше я смеялся.
Николай Германович механически тёр лоб ладонью. Сейчас, вспоминая молодость, он казался постаревшим. А сначала, при первой встрече, он показался Веронике удивительно молодым, не сравнить с этой развалиной Гейнце, с которым она встречалась два года назад в римском отеле. Тогда это был уже одряхлевший полысевший мужчина в пропитанной потом рубашке и безвкусном клетчатом пиджаке, пропахшем виски и сигарами; с огромными очками в роговой оправе на носу. Она подкараулила его на стоянке перед отелем душной римской ночью. Той же ночью в такси он дал ей то, что теперь лежало у неё в сумочке. "Это лучшее, что было в моей жизни", - сказал он ей.
- Помню, как мы разговаривали по ночам в моей убогой мансарде, - продолжал Николай Германович, - Когда он приезжал в Лондон к родителям на каникулы. Он рассказывал мне что-то новое, свежее... Я завидовал ему. Мне казалось, все знания мира просачиваются сквозь мои пальцы, а Артур, как копилка, бережно собирал их.
Вероника пораженно молчала, потом она вынула из сумочки маленький томик стихов в темно-красном бархатном переплёте и подала его Николаю Германовичу.
- Что это?
Вероника тоже встала, повесила на плечо сумочку. - Хорошо, давайте поговорим о книге после обеда, а пока оставьте её у себя. Анна вышла из дома на задний дворик, где стоял её старенький автомобиль. На ней была немного вычурная панама, которую сама она называла щёгольской. В деревне её узнавали именно по этой панаме - надевая ее, Анна преображалась, она становилась похожа на древнюю модницу. "Для деревни - в самый раз!" - всегда говорила она в ответ на это и шла дальше с высоко поднятой головой. Проходя по тропинке между кустами роз, она как всегда касалась кончиками пальцев лепестков и привычно бросала взгляд на яблони - свою гордость. В этот раз между деревьями она заметила ещё фигуры Николая Германовича и Вероники. Они возвращались. Анна помахала им рукой ещё издалека. - Я собираюсь в деревню за продуктами, - сказала она, когда они подошли, - Ненадолго. Или, может быть, поедем все вместе? Покажем Веронике местные достопримечательности? Вероника с надеждою посмотрела на Николая Германовича.
- Я согласна! Поедем?
Вероника направилась к автомобилю. У машины она повернулась и сказала:
- А вы пока почитайте книгу, ладно? А после мы поговорим.
...Его русую голову она в руки брала,
Николай Германович поднялся в залитую мягким солнечным светом мастерскую. Сел, посреди пустого помещения, на табурет перед мольбертом и положил книгу на столик рядом; взял в руки пёструю от краски тряпку и принялся её неторопливо мять, как бы, вытирая об нее пальцы. При этом он смотрел то на пустой станок, то на книгу, которую написал человек, о котором, как ему казалось, он знал все, но не знал самого главного. Болтливый, язвительный скептик Гейнце был скрытым романтиком. Тайно писал стихи, ничего никому не говоря. Но ведь, кто-то должен был знать, кто-то издавал, печатал эту книгу. В конце концов, должны быть и другие экземпляры. Какой у неё тираж? Он снова взял в руки книжку, открыл последнюю страницу. Сколько людей наслаждались стихами Гейнце? Ничего. Страница была пуста… Предпоследняя страница - последнее стихотворение; начало книги - посвящение, название, первое стихотворение. Никаких данных об издательстве или типографии. Странно... Где Вероника взяла эту книгу? Возможно, отсутствуют страницы. Он снова стал ворошить книгу, ища следы вырванных страниц. Бумага шуршала в руках, как опавшая листва под ногами. Ловкие пальцы шустро перешагивали страницы, как кучки жухлых листьев в осеннем лесу... Вдруг он вздрогнул - сквозь шелест бумаги явственно прозвучал крик за окном. Николай Германович прислушался, может быть, ему показалось? Нет - крик раздался снова, где-то далеко за окном звучал звонкий дёвичий голос, затем снова, уже ближе, как что-то, давно забытое! И ещё раз, совсем близко, уже не крик, а шёпот - «Сюда, Николаус!» В груди Николая Германовича всё задрожало, сердце забилось невыносимо быстро. Он неподвижно вслушивался... Девушка осторожно пробиралась к воде сквозь камыши. За ней, тщетно стараясь не шуметь, неуклюже двигался парень. Он, шурша опавшими листьями, волочил ноги по холодной земле, ветки предательски трещали под его промокшими насквозь ботинками. - Тише! - вполголоса сказала девушка, - Испугаются! Когда парень просунул голову между зарослями камышей, девушка показала рукой на другой берег озера.
- Видишь? Утки! - Сказала она восторженным шепотом. На другой стороне маленького озера, всего в нескольких метрах от них, неторопливо двигались по воде вдоль берега две утки.
Девушка с молодым человеком вышли из камышей, и теперь все трое пробирались к поляне через редкие, голые кусты. Шли, уже не стесняясь, шурша мокрой опавшей листвой под ногами. В набравших воды, хлюпающих башмаках, во влажных джинсах, продрогшие до костей, но все довольные, хоть и чертовски уставшие.
- Где мы теперь возьмем сухих дров? - Сказал тот, кого называли Артуром, - Чтобы разжечь костёр, нужна ещё и бумага.
Нашли пакет. Обёрточная бумага тоже оказалась частично сырой, пришлось обрывать влажные места. В глубине кустов нашлись ветки посуше. Потом все сидели вокруг маленького, сильно дымящего костерка на разложенных по земле куртках, выставив ноги вперёд, к самому огню - пытаясь хоть как-то просушить обувь и рискуя сжечь подошвы. Становилось холодно. По озеру растелился туман. Жиденький костёр не спасал от промозглой сырости вокруг.
- Пойдём до заправки? - Спросил Артур.
Когда отошли от костра, вдруг заметили, что стало смеркаться. Костер даже не стали тушить - он так и остался слабо гореть сквозь сумерки, среди темных кустов. Идти пришлось через поле, по колено в высокой мокрой траве. Обувь нагрелась у костра, но высохнуть не успела. Так и шли - в тёплых, но сырых башмаках... Наконец, дошли до шоссе и зашагали по мокрому асфальту в сторону деревушки, у которой делал пятнадцатиминутную остановку эдинбургский экспресс. Увидев белеющий во тьме автобус, не выдержали и побежали, боясь не успеть. Заморосил в лицо мелкий дождик. Когда добежали до автобуса, дождь уже неумолимо поливал их; а когда расселись в тёплом освещённом салоне, за темными окнами хлынул настоящие ливень. Наконец, молодые люди смогли расслабиться в удобных креслах. Девушка устало положила голову на плечо Николауса. Мокрые волосы прилипли к его шее. Как сказалось, бежали зря - автобус простоял на остановке ещё минут десять. За это время девушка уснула, а немногим позже, в пути, под шум дождя и гипнотическую вибрацию мотора заснул Николаус. В Эдинбурге их разбудил Артур, который всю дорогу не смыкал глаз, на улице всё так же шёл дождь. Молодые люди вышли из автобуса сонные, со слипшимися волосами - сразу же продрогли, застучали зубами и принялись натягивать на головы куртки, чтоб спасти от дождя едва подсохнувшие волосы. Потом, дрожа от холода, бежали по ночным улицам. Вдруг девушка, бежавшая впереди, резко свернула к одному из домов, и забежала в открытый подъезд. - Сюда, Николаус! Юноша побежал в темный дверной проём следом за ней. Девушка уже поднималась по лестнице. - Сюда, Николаус! Стараясь сильно не топать в чужом подъезде, он стал подниматься наверх в абсолютной тьме. Осторожно перешагивая ступени, он поднялся на пролёт, еще на один... и попал в её объятия! Девушка прижалась к нему и прошептала - "Давай переждём!" Он почувствовал у лица её губы, которые пылали жаром, но все ещё пахли недавним сном; мокрую щёку - горьковатую от дождевой воды; чувствовал дрожание озябшего тела рядом; мокрые джинсы, которые монолитно обтягивали её холодные бёдра... С пахнущих дождём и травами волос горячая капля упала на лицо и, обжигая, побежала вниз по щеке... Слеза. Николай Германович смахнул большим пальцем предательницу с лица. Стыдливо огляделся и захлопнул книгу.
… - У тебя на лбу синяк! -
Самоубийство. Почему же самоубийство? Чтобы избавится от собственных мыслей, Николай Германович стал размышлять о трагической судьбе человека, который казался ему теперь совсем чужим, незнакомым, возможно, у Гейнце была такая же проблема, что и у него самого - он старел. Старость и романтика плохо сочетаются. В таком случае, самоубийство - следствие городской депрессии. В его годы стоило подобрать местечко поспокойнее, как это сделал он, Николай. Только толку от этого мало - ведь он живет здесь как растение, даже, не живёт, а доживает свою, теперь уже никчёмную жизнь... А может быть, это и не жизнь вовсе! Это тоже самоубийство, - трусливое, унизительное самозахоронение Николая Гана. Гейнце хотя бы нашёл сил собрать свои стихи и издать эту таинственную книгу, а он за несколько лет не написал н и ч е г о. И не собирался ничего писать, не мог уже. И даже думать бы об этом не стал, если бы не эта девушка, Вероника, которая невольно напомнила ему о времени и о возрасте...
- Когда я впервые прошлась по этой деревенской улице, зашла в эти убогие магазины, я пришла в отчаянье! Тогда я подумала, что если мне не удастся поднять сад и обрести продовольственную независимость - мы пропадём! - рассказывает Анна, идущая по-хозяйски широко, в самом центре деревни, - Раньше я просто не знала всех нюансов местной торговли - где что можно купить. Люди за продуктами, да и за всем подряд, ходят здесь не в магазины, а к соседям. В магазинах покупают только инструмент и спиртное. Мне потребовалось время, чтобы к этому привыкнуть.
Анна улыбнулась.
- Да, пришлось, Николаус любит думать, что я немка, хотя на самом деле я полячка немецкого происхождения. А садоводом я стала не из любви к сельскому хозяйству, а от одиночества и блеклости жизни. В юности я жила в крупном городе с родителями, которые предоставили меня самой себе, и жилось мне тогда довольно тускло и бесцельно. Я много читала, но книги - просто бумага, какими бы мудрыми они не были. А мне хотелось чувствовать в руках не мертвые страницы, а что-нибудь живое, тёплое, осмысленное. Животных я не люблю; цветоводство - слишком декоративно! Пришлось бы работать или на рынке, или в магазине - сплошное обывательство! Так я выбрала романтическое садоводство.
Женщина и девушка не спеша возвращались к оставленной машине, беседуя по дороге. Анна в прекрасном настроении оживлённо рассказывает о себе. Вероника задумалась и идёт молча. Проходя мимо стоявшего на остановке автобуса, Вероника неожиданно спрашивает:
- Этот автобус едет в город?
Анна разочарованно качает головой. Некоторое время они стоят молча, потом женщина говорит официальным тоном: - Ваш автобус. Не опоздайте. После этого она разворачивается и быстрым шагом направляется к автомобилю. - Прощайте, - Почти шепчет сорвавшимся голосом девушка ей вслед. У автомобиля Анна обернулась.
- А газета? Про газету вы выдумали?
Дождь начался, когда Анна подъезжала к дому. Первые капли как слёзы побежали струйками по стеклу, через которые, как сквозь волшебную призму, мир вокруг менялся, окрашиваясь в тоскливые серые тона. Пейзаж, пролетающий за окном машины, стал однотонным, серо-белым. Расстроенная женщина, не замечая падающих на неё тяжёлых капель, прошла к дому. Вошла, оставила пакеты прямо в холле и принялась звать мужа. - Николаус! Ты дома? Мне нужно тебе кое-что сказать! Ответа не последовало. Женщина решительно поднялась наверх. Когда она открыла дверь в мастерскую, ей показалось, что сидевший там мужчина вздрогнул. Но она не придала этому значения.
- Николаус, мне нужно тебе кое-что сказать! Знаешь, что я узнала...
"Рисует, - подумала Анна, - хорошо, тогда скажу после обеда". Она спустилась вниз, перенесла пакеты с продуктами на кухню. "Почему я так нервничаю? - думала она, - ничего страшного не случилось, нас разыграла девчонка. Жестокая шутка, и только!" Она резкими движениями раскладывала продукты по полкам в холодильнике. Вдруг прогремел гром - как долго одерживаемое рыдание и дождь, наконец, обрушился с неба, как река, прорвавшая плотину. Капли бесцеремонно застучали по крыше, стёклам и листве. Так приходит, не спрашивая, только Счастье, или Горе, или... дождь. "Черт! Ведь она сначала мне даже понравилась! От этого всё кажется ещё более мерзким! Так играть на чувствах! Вот чему сейчас учат в университетах". Небо затянули густые тучи, от этого в комнате стало совсем темно. Анне пришлось включить свет. С электрическим освещением сразу наступил вечер. В кухню неслышно вошёл Николай Германович. Он встал в дверях и произнёс:
- Я пойду прогуляюсь.
Он вышел. Анна устало присела на стул. "Девчонка и его выбила из колеи, - думала она, - наверное, всучила ему какую-нибудь отвратительную книжку. Интересно, где эта книга сейчас?" Анна поднялась наверх, в мастерскую. На столике у мольберта она нашла небольшое томик в красном бархатном переплёте; раскрыла его на титульном листе и прочитала: "Артур Гейнце. Дождь". Женщина в задумчивости пролистала томик, - "Разве Артур писал стихи? Когда мы последний раз его видели, по-моему, он спивался. Его довела эта журнальная подёнщина! Получил прекрасное образование, но всё, на что его хватало - дешёвые статьи! На Николауса так подействовала эта книга. Гейнце всегда плохо на него влиял! К тому же, девушка тоже назвалась журналисткой. Наверняка, она изучает журналистику в своём университете. Нужно всё-таки Николаусу рассказать..." С этой мыслью, Анна спустилась вниз и вышла на крыльцо. Никого. Только ливень хлестал с прежней силой. "Возможно, он у задней двери", - мелькнула мысль, и Анна отправилась туда. Опять никого. Анна схватила плащ, выбежала на улицу под мощные потоки воды и побежала по лужам вокруг дома. Она нашла его на берегу реки, сидящего, под проливным дождём, на старом бревне в одной рубашке. Николай Германович неподвижно смотрел на дождевую зыбь, идущую по реке, подгоняемую порывами ветра. Анна умоляюще встала перед ним. - Николаус, пожалуйста, пойдём в дом. Он поднял голову и посмотрел на неё тяжёлым стариковским взглядом.
- Ты знаешь, почему мы с Гейнце покончили с собой?
Анна ошарашено глядела, как по его лицу стекают струйки воды, и впитываются в уже бесформенный ворот рубашки.
- Если человек не хочет стать Богом... - Николай Германович вдруг закашлялся. Анна подошла к нему вплотную и снова сказала:
Он попытался встать, но домашние тапочки скользили по мокрой траве, смешанной с глиной. Жена помогла ему - она обняла его за пояс и они не спеша направились к дому. Той же ночью. Анна осторожно, стараясь не скрипеть, приоткрыла дверь в мастерскую, где царил полумрак. Николай Германович что-то энергично набрасывал на мольберте при тусклом свете ночника, взятого в спальне. Теперь он казался заметно постаревшим - усталая фигура стала немного грузной. Тяжёлая рука с трудом, уже без былой лёгкости, наносила штрихи. Седые волосы слиплись в неясный ворох.
- Ты почему не спишь? - Спросил он, даже не посмотрев на дверь.
Николай Германович не ответил. Она подошла к стене, поплотнее закуталась в одеяло, в котором пришла, и села на корточки, опершись спиной о стену. Николай Германович, не обращая на неё внимания, продолжал рисовать. Потом вдруг схватил лист, смял его и бросил на пол. Взял другой, что-то нарисовал и снова смял. Потом ещё... Там они и встретили рассвет - Николай Германович между кучками смятых листов, а Анна на полу, в полусне, завёрнутая в одеяло. 4 Апреля 2001г. |